Фас дала прогноз по ценам на дизтопливо в 2020 году

Почему растут цены на бензин?

Цена на топливо – это величина, которая складывается из трех основных элементов:

  • стоимость нефти и ее переработки вместе с другими процессами в цикле производства бензина;
  • всевозможные налоги и акцизы;
  • прибыль в виде надбавки на бензин, которая вызвана естественной конкуренцией на рынке.

Отсюда следует, что единственный фактор, который может резко повлиять на стоимость бензина – цены на нефть. Однако такое логичное предположение действует везде, кроме России. Согласно последним исследованиям, падение цены на нефть в Европе и Америке приводит к снижению цен на бензин. Казалось бы, так должно быть и в нашей стране! Однако, если стоимость нефти снижается, в России цена на бензин только увеличивается. В итоге ценообразование бензина в РФ выглядит следующим образом: 30% – стоимость сырья, 20% – надбавка реализаторов бензина, 50% – фискальные расходы (налоги, акцизы и прочее).

Политика бензинового ценообразования в России выглядит негуманной по отношению к простым гражданам. Это заметно на примере Европы и США

Важные факторы, которые влияют на ценообразование в пределах российского рынка – увеличение экспорта, налоговая политика и снижение внутренних поставок. В последнее время в СМИ кричат о том, что повышение цен связано с картельным сговором. Анализ экспертов показал, что на рынке бензина царит олигополия. Конкуренция развита в малой степени, ведь заводов по переработке нефти становится меньше, а технологии с каждым днем устаревают. Существует и другие факторы, которые устанавливают цены на топливо:

  1. Местоположение АЗС. Арендная стоимость земли, в зависимости от местоположения и размера населенного пункта, может варьироваться в довольно большом диапазоне. Например, в центре крупного областного центра стоимость аренды на порядок выше, чем на окраине маленького городка, поэтому и цена на бензин в АЗС будет соответствовать.
  2. Время года. Летом количество закупаемого бензина увеличивается в несколько раз, что связано с активной жизнью граждан в период пикников и путешествий. Соответственно, стоимость топлива будет увеличена, ведь сети заправок не гнушаются использованием статистики.
  3. Удаленность от производственых мощностей. По этому пункту все просто – транспортировка бензина также стоит средств. Чем дальше приходится его везти, тем больше будет наценка заправочной станции.

Важность драгоценных металлов в мировой экономики

Исторически развитие торговых отношений стихийно закрепило функцию мировых денег за золотом и серебром. Парижская валютная система, сложившаяся в 1867 году, возвысила первый указанный металл над вторым. Золотые запасы стали единственной мировой валютой вплоть до 70-х гг. 20 века.

Первая мировая война перенесла финансовый центр из Европы в США. После Второй мировой войны Соединенные Штаты развернули демонетизацию золотой валюты под лозунгом «доллар лучше золота» и постепенно вытеснили драгоценный металл с лидирующей позиции.

Утратив функцию мировых денег, золото остается важнейшим драгоценным металлом и выполняет новые задачи:

  1. Чрезвычайных мировых денег, которые необходимы во время экономических кризисов.
  2. Своеобразного страхового фонда государства — объем золотого запаса страны отражает валютно-финансовые позиции и служит одним из главных показателей кредитоспособности.
  3. Золотой резерв — материализация общественного богатства.

Подчеркивает важность драгметалла то, что за изменением курса стоимости следят во всем мире. Цена волатильна, она зависит от ряда факторов, как прогнозируемых, так и совершенно неожиданных

Факторы и события, влияющие на курс золота

Динамика стоимости золота — важнейший экономический индикатор. Первые торги на Американской фондовой бирже начались в 1972 году, за унцию давали 19,35 долл.

В современном мире международные рынки золота находятся в Цюрихе, Гонконге, Лондоне, Нью-Иорке и Дубаи. Самые большие золотовалютные обороты в Лондоне и Цюрихе.

В таблице показаны изменения золотых котировок за последние 10 лет (данные Лондонской биржи):

Год Минимальная цена / $ Средняя цена / $ Максимальная цена / $
2010 1058 1224,53 1421
2011 1319 1571,52 1920
2012 1540 1668,98 1791,75
2013 1192 1409,24 1693,75
2014 1142 1266,40 1385
2015 1050,60 1158,66 1301,55
2016 1062,07 1253,51 1374,10
2017 1151,05 1257,53 1356,26
2018 1164,30 1262,43 1364,20
2019 1266,30 1383,40 1555,20

Максимальное значение стоимость в 1920 доллара за тройскую унцию достигла в 2011 году из-за увеличения спроса, рекордных покупок Китая и страха перед долговым кризисом в еврозоне, как сказано в отчете Всемирного совета по золоту.

В 2019 году основными драйверами роста золотовалютных котировок стали следующие события:

  • замедление мировой экономики;
  • торговый конфликт США и Китая;
  • трудности Великобритании с Brexit.

Таким образом, на стоимость оказывают влияние рыночные факторы и события, происходящие в мире:

  • золотовалютные операции стран;
  • спекуляции участников валютных рынков;
  • изменение стоимости акций золотодобывающих предприятий;
  • ожидания инвесторов;
  • цена американского доллара;
  • объемы добычи драгметалла;
  • себестоимость добычи;
  • количество потребления;
  • заинтересованность ювелирной промышленности;
  • природные катаклизмы;
  • политические кризисы;
  • сезонность.

Почему дорожает топливо на заправках

С 1 января 2019 в рамках планового повышения был поднят размер акцизного сбора. Теперь производители топлива будут платить налог в 1,5 раза больше, чем раньше. Рост таких затрат заложат в цену, по которой бензин попадет оптовикам. Посредники будут вынуждены скорректировать свои расходы и прибыли, связанные с поднятием акциза, и тоже увеличат конечную стоимость продукта.

Кроме акциза, государство подняло НДПИ – налог на доходы от полезных ископаемых, а заодно снизило пошлину на экспорт нефтепродуктов. Это сделало продажу нефти и ГСМ за рубеж для производителей более выгодной, чем реализацию добытого черного золота на внутреннем рынке РФ. При такой схеме, которая уже реализуется, страдает розница. На АЗС не могут увеличивать стоимость бензина, согласно новым реалиям, т. к. государством на это наложен запрет. Из-за искусственного сдерживания цены АЗС несут убытки, часть из них закрывается.

Ситуацию усугубляет растущая инфляция. ЦБ России уже скорректировал прогнозные значения в отношении инфляционных ожиданий, заявив, что удержать обесценивание рубля на уровне 4% в год не удастся. Поэтому вопрос о том, будет ли дорожать бензин в 2019, уже не стоит. Сейчас граждан и представителей бизнеса волнует, насколько сильным будет повышение цен. В таблице приведены цены на топливо по состоянию на февраль 2019.

Марка Максимальная цена Минимальная цена Максимум по столице
Дизтопливо в Красноярске 50,8 в Саратове 45,2 49
АИ 98 в Краснодаре 50,9 в Омске 47,3 53,7
АИ 95 в Краснодаре 46,7 в Казани 43,1 49,3
АИ 92 в Краснодаре 43,2 в Казани 40,5 43,2

Особенности формирования стоимости

Нередко покупатели топлива негативно настроены против итоговых продавцов бензина, считая их виновными в неприлично высоких ценах. На самом деле непосредственно владельцы сетей бензозаправок не «накручивают бешеные тысячи» прибыли, а лишь соблюдают закон. Уже до их торговых наценок стоимость топлива довольно высока.

На стоимость бензина влияет множество факторов:

  1. Первоначальная стоимость сырья.
  2. Особенности переработки в бензин.
  3. Дальности и сложности транспортировки.
  4. Текущие налоговые тарифы и размеры акцизов.
  5. Новые экологические стандарты, требующие обновления оборудования как на добыче и переработки, так и при организации продажи.

То же повышение НДС на 2% легло грузом на карман потребителей, а не поставщиков. Если же экологи обяжут сменить какие-нибудь фильтрующие системы при переработке нефти, то и эта модернизация повлияет на итоговую стоимость топлива. Это что касается повышения стоимости. Снижение же цены как раз зависит от продавцов — если топливо совсем не покупают, то они немного уменьшают свою торговую наценку.

Несмотря на то, что Россия все еще является сырьевой страной в огромном количестве добывающей углероды, стоимость топлива для граждан постоянно растет. Это повышение легко заметить на примере изменения стоимости в текущем и предыдущих годах.

Сколько должен стоить бензин в России

Согласно распространенному в России мнению, бензин не должен стоить так дорого. Это вполне логичное суждение: будучи крупнейшим экспортером, государство должно по крайней мере обеспечить нефтепродуктами собственное население.

Выяснив, что этому мешает, созревает вопрос несколько иного характера: сколько должен стоить бензин в России на самом деле?

Реальные прогнозы говорят, какая цена за литр бензина будет в 2020 году в Москве, но не показывают обратную сторону медали. Если бы не высокие налоги на производство бензина, то цена за 1 литр не превышала бы 15 рублей, по подсчетам специалистов.

Прогноз аналитиков – сколько будет стоить 95 бензин

Эксперты уверены, что благодаря таким действиям можно будет стабилизировать стоимость топлива на внутреннем российском рынке. Так, общий прогноз аналитиков ряда российских институтов содержит следующие цифры:

Год 95 бензин, стоимость за один литр
конец 2019 ₽48,36
2020 ₽48,97
2021 ₽49,58
2024 ₽51,41

Как видно из представленных данных, спрогнозировать рост по месяцам нельзя, но можно увидеть картину в целом на ближайшие пять лет.

Есть и другой вариант – субсидии для всех производителей в зависимости от объемов сырья. Предполагается линейное снижение компенсации на протяжении пяти лет вплоть до полной отмены. При этом размер акциз будет уменьшаться, чтобы розничная стоимость оставалась в пределах инфляции. В этом случае эксперты прогнозируют ₽47,91 за литр бензина в текущем году и ₽48,67 в 2024 году. Единственным минусом такого сценария называют снижение размера поступлений в дорожные фонды.

Динамика изменения цен за прошлые годы

На протяжении многих лет стоимость топлива устойчиво демонстрировала повышение, несмотря на все большую выработку изначального сырья. Более того, при повышении стоимости нефти на мировом рынке, цена бензина для граждан РФ тоже увеличивалась.

Как было сказано выше, в случае падения мирового «черного золота» готовое топливо не снижалось в цене. Его стоимость оставалась на прежнем месте. Однако если впоследствии нефть начинала дорожать, то за ней быстро «подтягивались» наценки на бензин и дизель. Исходя из этого можно понять, что в течении последних лет динамика цен в рублях была положительной, но для конечных покупателей отрицательной, т.к. им с каждым разом приходилось платить все больше.

По сути хорошо было только продавцам и добытчикам продуктов — обычные водители платили больше с каждым месяцем. В приведенной ниже таблице хорошо заметно выразительное изменение стоимости топлива с каждым годом. По сути за последнее десятилетие бензин подорожал почти вдвое.

Стоимость бензина с 2010 по 2020 гг
Месяц и год Средняя стоимостьза литр в рублях
Ноябрь 2010 24,82
Июнь 2011 26,95
Декабрь 2012 28,33
Май 2013 30,88
Февраль 2014 32,49
Сентябрь 2015 37,12
Март 2016 36,70
Октябрь 2017 38,08
Январь 2018 41,05
Апрель 2019 45,12
Май 2020 45,91

Из таблицы видно, что на протяжении нескольких лет лишь в одном случае было незначительное падение цены, все остальное время стоимость топлива росла. Безусловно, колебания есть и в течение одного года, но этот момент важен тем, что в 2016 году не было слишком явного весеннего повышения цен, характерного после зимнего падение стоимости.

Необходимо понимать, что в таблице приведены цены по России в общем. Конкретные значения в разных регионах могут незначительно «плавать». Обе столицы и города-миллионники немного выбиваются из общего ценового потока — в Москве в мае 2020 года наблюдалась разница в стоимости по отношению к общероссийской почти на 1 рубль за литр

Выявляя сколько будет стоить бензин важно учитывать региональный фактор, ведь для части населения разница в 80-90 копеек за литр топлива может стать очень существенной

Если ориентироваться на среднероссийские показатели стоимости АИ-95, то только за апрель 2020 года цена «похудела» на 1,5%. Это позволило курсу вернуться на несколько месяцев назад — похожие показатели цена на топливо демонстрировала в июле 2019 года. Однако на будущее таких радостных прогнозов ждать не стоит.

Прогноз-2020

Министр экономического развития Максим Орешкин, презентуя журналистам обновленный прогноз, акцентировал внимание на нескольких существенных моментах:

  1. Снижение прогнозируемой инфляции до 3% (изначально прогнозировалось 3,8%).
  2. Увеличение ВВП до 2% (при прогнозируемом ранее показателе 1,7%).

При этом общий прогноз инфляции до 2024 года сохраняется на уровне 4%. С учетом обновлений индекс потребительских цен на 2020 год составляет:

  • на товары – 103,3;
  • на услуги – 104,3.

Дефлятор:

  • оборота розничной торговли – 103,5;
  • платных услуг населению – 104,2.

В 2019-м году расчетные значения ИПЦ составляли:

  • на товары – 104;
  • на услуги – 104,9.

В 2021-м прогнозируется ИПЦ:

  • на товары – 103,9;
  • на услуги – 104,4.

Если сравнивать показатели текущего и прогнозируемых периодов, то ситуация выглядит более-менее ровной, с незначительными колебаниями на протяжении года. Но есть нюансы

Независимые аналитики, не занижая важность расчетного коэффициента, указывают на существенный недостаток его использования. Этот недостаток в том, что официальный уровень инфляции, на основе которого строятся расчеты, изначально занижается

Это в свою очередь осложняет получение реальных данных об уровне доходов населения и максимально точного прогноза индекса потребительских цен на 2020 год и последующие периоды.

Текущее положение бензинового рынка в РФ

Несмотря на громкие обещания правительства, цена бензина продолжает расти

Одна из самых громких тем для обсуждения в 2018 году – топливная инфляция, которая вызвала весной резкое повышение стоимости бензина на территории всей страны. Это событие ударило по кошельку не только автолюбителей, но и обычных граждан. Картина ценовой политики сегодня выглядит следующим образом: А-92 стоит около 43 р. за литр, А-95 – 48-49 р. Не удивительно, что россияне забеспокоились: неужели цена в будущем продолжит расти?

Как объяснили власти, опасаться нечего – рост цен будут сдерживать, насколько это возможно. Однако эксперты в области топливной политики не столь беспечны. По их мнению, переживать есть о чем, ведь к стоимости бензина привязаны все сферы, которые влияют на жизнь обычных граждан. Впрочем, на протяжении лета и осени повышение цен резко приостановилось, и у населения появилась надежда на то, что власти сдержат обещание и понизят стоимость топлива.

По факту, все выглядит иначе. Министерство энергетики заявило, что для сдерживания цен были приняты все возможные меры, однако есть нюанс, который может сломать надежды граждан. Возможности правительства по сдерживанию цен исчерпываются на уровне инфляции. Это говорит о том, что с ростом инфляции начнется новое повышение стоимости топлива. Если отталкиваться от заявлений министра, правительство вскоре не сможет влиять на этот процесс.

Под Новый Год НДС было решено повысить на 2%, что само по себе способно разогнать рост инфляции. Как говорят чиновники, в текущем году она может вырасти на 4-5%, что, безусловно, скажется на ценообразовании бензина. Аналитики прогнозируют, что с повышением инфляции (и естественным ростом цены бензина, над которым правительство потеряет контроль) общественность пересядет на легковушки с малым литражом, а отношение количества автомобилей к численности населения перестанет увеличиваться.

Как долго и в каких условиях можно хранить бензин

Согласно принятым гос. стандартам, срок хранения любой марки бензина составляет пять лет. Но для того, чтобы топливо сохранилось в течение длительного периода времени, необходимо соблюсти следующие требования:

  • специальные подземные резервуары;
  • без сильных температурных колебаний;
  • минимальный контакт с кислородом.

При отсутствии данных условий срок хранения топлива существенно сокращается. Также на качество влияет и емкость – например, в баке автомобиля бензин сохраняет свои свойства не дольше полугода, а в металлической канистре и при комнатной температура – один год. Если хранить бензин в цистерне, то качественные свойства продержаться около двух лет.

В случае неиспользования автомобиля зимой, эксперты рекомендуют полностью сливать бензин и оставлять ТС с пустым баком.

Индекс-дефлятор

Индекс-дефлятор на 2020 год – это расчетный коэффициент, равный индексу роста цен. Его применение позволяет рассчитать стоимость интересующей группы потребительских товаров и услуг. Базовым показателем для применения индекса-дефлятора является текущая стоимость продуктов питания, промышленных, гигиенических изделий. С помощью дефлятора правительство оценивает реальный уровень доходов граждан, их покупательскую способность, проанализировать платежеспособность в целом и разработать комплекс мероприятий для реальной поддержки тех, кто оказался за чертой бедности.

Какой будет стоимость бензина в 2020 году

Рост данного показателя в 2020 году будет продолжаться, прежде всего, из-за дальнейшего увеличения акцизных платежей. Запланирован медленный рост, не более, чем на 300-500 руб. за тонну, хотя возможны коррективы. При негативных сценариях Правительству страны придется принимать серьезные меры для сдерживания их роста.

В России

По прогнозным данным в течение будущего периода стоимость за литр бензина будет колебаться в разных городах (в руб.):

  • Москва – 40-44
  • Санкт-Петербург – 39-43,5
  • Екатеринбург – 40-43
  • Казань – 39-41

Стоимость дизельного топлива (в руб.)

  • Москва – 40-43,5
  • Санкт-Петербург – 40,4-43,2
  • Екатеринбург – 40,3-42,3
  • Казань – 40-40,7

В Украине

Расценки на украинских заправках в сторону увеличения меняются почти каждую неделю, сегодня они достигают 72 руб. (29-30 гривен), обгоняя Россию (45 руб.), Белоруссию (47 руб.), Казахстан (31 руб.). Ситуация осложняется запретом России на поставку нефтепродуктов в Украину, об этом 18 апреля объявил Д.Медведев.

Многие жители Украины переоборудовали свои автомобили на газ, многие стали использовать только общественный транспорт.

Украинский Нацбанк дает прогноз на 2020 год по расценкам на бензин: повышение не более 5% – 5,5% за год, но эксперты предполагают новый рост.

В Казахстане

Бензин в Казахстане – один из самых недорогих, но и для этого государства есть свои проблемы. В связи с ремонтом на 2 нефтеперерабатывающих заводах в стране возник дефицит топлива, в результате, его стоимость дала серьезный рост, и заправить машину можно было только по талонам. Плата за литр дошла до 155-175 теньге. Сегодня дефицита нефтепродуктов в республике нет, но цифра 160-165 теньге за литр будет сохраняться и в 2020 году до ликвидации кризисных явлений.

В Европе

В европейских странах тарифы намного выше российских. Во всех странах используется только марки Аи-95 и Аи-98.

Цена в руб/л:

  • Бельгия – 94,5
  • Франция – 97,5
  • Греция – 106
  • Португалия – 109
  • Нидерланды – 117
  • Норвегия – 119

В 2020 году в европейских странах просматривается тенденция к снижению стоимости бензина.

В США

В США ставки ниже, чем в Европе, сегодня они составляют 44,9 руб. или 0,68 $ за литр по курсу ЦБ РФ. В разных штатах стоимость может существенно отличаться.

По прогнозам сегодня стоимость бензина будет удерживаться на отметке 2,47 $ за галлон (4,5 литра), что ниже, чем в прошлые периоды (2,73 $), и повысится в следующем 2020 году до 2,62 $.

В Италии

Бензин в Италии – один из самых дорогих в Евросоюзе, на начало этого года его цена была – 1,55-1,63 евро, в то время как средний показатель в мире составляет 1,33 евро. В Италии более распространенным видом топлива является дизельное, как более экономичное.

В связи с антииранскими санкциями в Италии в настоящее время происходит рост тарифов, и они уже достигли 2 евро за литр.  Перспективы для следующего года вряд ли обрадуют итальянских автомобилистов.

Прогноз с учетом геополитики

Срок потребления нефти и уровень благосостояния стран-добытчиков ограничен запасами сырья в недрах земли, поэтому геологические работы по поиску месторождений нефти регулярно увеличиваются.

В ближайшее время истощения запасов нефти не будет, осваиваются месторождения и применяется технологическое оборудование, которое позволяет эффективнее добывать сырье.

Территория Северного полюса очень выгодна для разработки и вызывала споры о государственной принадлежности Дании, Канаде или России. В 2007 году для доказательства принадлежности хребта Ломоносова и Менделеева к границе РФ российские нефтяники исследовали дно Северо-Ледовитого океана с помощью батискафов «Мир-1» и «Мир-2» с борта судна «Академик Федоров» в течение 45 дней.

Пробы грунта дна океана показали, что это продолжение Сибирской платформы и Евразийского материка, а значит побережья России от Чукотки до Кольского п.о.

На дне Северо-Ледовитого океана полярники установили флаг Российской Федерации, чем вызвали негодование США и Канады. Для мирового сообщества нефтедобытчиков это значит, что РФ принадлежит месторождение с запасом полезных ископаемых на миллиарды долларов.

Прогноз стоимости бензина в России на 2020 год

Как говорят аналитики, прогноз цен на бензин не будет утешительным для Российских граждан. Стоит сравнить предположения, которые высказывают разные эксперты по данному вопросу:

  • По мнению специалистов РАНХиГС цены на бензин за литр в 2020 году возрастут до 48,9 рублей. Указанная стоимость примерно на 7% процентов выше текущего уровня. При этом цены будут увеличиваться и в дальнейшем. При соблюдении тенденции, в 2024-м году топливо будет обходиться гражданам в 51,24 рубля.
  • По мнению зам. Директора Центра изучения проблем экономической сферы, Владимира Дробышева, акцизы на нефтепродукты не так существенно скажутся в 2020 году. Специалист склонен считать, что, как и в 2019, цены будут увеличиваться постепенно, без резких скачков.
  • Руководитель Независимого топливного союза Баженов также считает, что на 2020 год ситуация останется стабильной. Единственное, что может произойти, так это сезонное повышение. Как уже говорилось, подобное происходит ближе к летнему периоду, когда существенно возрастает периодичность использования авто у российских граждан.
  • Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также заверяет население в том, что соглашение, достигнутое между государственными деятелями и нефтяными компаниями о возмещении понесенных затрат, позволит и в следующем году контролировать ситуацию. Хотя стопроцентной гарантии государственный деятель дать все же не может.
  • Менее радостное мнение высказывает президент топливного союза РФ Евгений Аркуша. В данном случае, эксперт говорит о том, что соглашение власти с нефтяными организациями касалось только мелкооптовой стоимости. После того, как срок договора выйдет, многие АЗС, относящиеся к малым, будут находиться на грани банкротства. Соответственно другие станции получат возможность диктовать свои условия.

В целом специалисты сходятся во мнении, что на 2020 год ситуация не сильно изменится. Если обратиться к официальным источникам в виде Парламентской газеты, то на рассмотрение Государственной думы вынесен законопроект об увеличении уровня инфляции в 2020 году на 3-4 процента. Соответственно и цены на топливо увеличатся в пределах указанного показателя.

Три возможных сценария

При определении расчетных показателей сотрудники профильных министерств рассматривают сразу три вероятных сценария:

  • базовый;
  • базовый + (благоприятный);
  • целевой.

Базовый вариант

Базовый вариант на следующий год рассматривается с учетом того, что ситуация сохранится на уровне 2019-го без особых изменений. Это значит, что:

  • стоимость барреля нефти не опустится ниже 40 долларов;
  • уровень инфляции будет ниже 4,4%;
  • ВВП вырастет более чем на 1,7%;
  • экспорт продемонстрирует рост на 1/3 и больше;
  • таможенные пошлины сохранятся на нынешнем уровне.

Благоприятный вариант

Этот сценарий более оптимистичен, он возможен при ослаблении или полной отмене экономических санкций, других положительных тенденциях. В частности:

  • рост цен на нефть до 48-50 долларов за баррель, а то и выше;
  • снижение таможенных пошлин на товары российского производства;
  • инфляция не превышает 4,3%;
  • внутренний торговый оборот демонстрирует рост на 3,5% и выше ежегодно;
  • правительство выполняет социальные обязательства в полном объеме и разрабатывает новые проекты;
  • уровень жизни населения улучшается в целом по стране.

Целевой вариант

Целевой прогноз основан на том, что российская экономика достигнет целевых показателей роста и будет демонстрировать тенденцию к дальнейшему устойчивому росту. В перспективе это позволит ей приблизиться к мировым показателям.

При целевом сценарии цифры наиболее оптимистичны:

  • уровень инфляции не превышает 3,9%;
  • розничный оборот в среднем по стране превышает 5,3%;
  • розничные объемы в сфере услуг – от 3,9%;
  • ВВП увеличивается на 3%;
  • отток капитала из России прекращается;
  • приток инвестиций в экономику активизируется;
  • существенно увеличивается доля экспорта в экономике.
Ссылка на основную публикацию