Есть разница. от чего зависит зарплата педагога в регионе?

Какую зарплату предлагают учителям в российских регионах — рейтинг ГородРабот.ру

Мы проанализировали все вакансии для учителей по каждому региону России и посчитали среднюю зарплату, которую предлагают учителям в новом учебном году — 2019-2020.

В топ-10 регионов с самой высокой зарплатой учителей вошли:

  1. Москва — средняя зарплата в вакансиях для учителей 53 644 рубля в месяц
  2. Ненецкий автономный округ — 41 000 рублей в месяц
  3. Чукотский автономный округ — 40 000 рублей в месяц
  4. Сахалинская область — 35 299 рублей в месяц
  5. Магаданская область — 32 131 рубль в месяц
  6. Камчатский край — 31 918 рублей в месяц
  7. Санкт-Петербург — 31 608 рублей в месяц
  8. Республика Саха (Якутия) — 29 187 рублей в месяц
  9. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 28 775 рублей в месяц
  10. Мурманская область — 26 043 рубля в месяц

Замыкают рейтинг:

  • Республика Дагестан — средняя зарплата в вакансиях для учителей здесь составляет всего 13 996 рублей в месяц
  • Липецкая область — 13 253 рубля в месяц
  • Ставропольский край — 12 960 рублей в месяц
  • Орловская область — 12 750 рублей в месяц
  • Республика Адыгея — 12 726 рублей в месяц
  • Курская область — 12 715 рублей в месяц
  • Карачаево-Черкесская республика — 12 646 рублей в месяц
  • Республика Марий Эл — 12 403 рубля в месяц
  • Ульяновская область — 11 416 рублей в месяц
  • Республика Северная Осетия-Алания — 11 297 рублей в месяц

Вот как выглядит полный рейтинг 85 российских регионов (ранжировали по убыванию зарплат):

  1. Москва — средняя зарплата учителя в вакансиях на ГородРабот.ру за сентябрь 2019 года 53 644 рубля в месяц
  2. Ненецкий автономный округ — 41 000
  3. Чукотский автономный округ — 40 000
  4. Сахалинская область — 35 299
  5. Магаданская область — 32 131
  6. Камчатский край — 31 918
  7. Санкт-Петербург — 31 608
  8. Республика Саха (Якутия) — 29 187
  9. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 28 775
  10. Мурманская область — 26 043
  11. Республика Коми — 25 514
  12. Ямало-Ненецкий автономный округ — 24 845
  13. Амурская область — 24 329
  14. Московская область — 23 987
  15. Красноярский край — 23 457
  16. Тюменская область — 22 627
  17. Архангельская область — 21 353
  18. Томская область — 20 893
  19. Ленинградская область — 20 855
  20. Республика Тыва — 20 316
  21. Приморский край — 20 239
  22. Республика Татарстан (Татарстан) — 20 044
  23. Забайкальский край — 19 934
  24. Нижегородская область — 19 881
  25. Новосибирская область — 19 731
  26. Республика Хакасия — 19 722
  27. Хабаровский край — 19 345
  28. Республика Карелия — 19 311
  29. Республика Бурятия — 19 255
  30. Иркутская область — 19 238
  31. Калужская область — 18 171
  32. Свердловская область — 18 102
  33. Республика Ингушетия — 18 100
  34. Еврейская автономная область — 18 048
  35. Республика Калмыкия — 17 913
  36. Кемеровская область — 17 434
  37. Воронежская область — 17 391
  38. Республика Алтай — 17 299
  39. Калининградская область — 17 158
  40. Челябинская область — 16 979
  41. Республика Мордовия — 16 973
  42. Краснодарский край — 16 872
  43. Чеченская Республика — 16 686
  44. Пермский край — 16 451
  45. Белгородская область — 16 315
  46. Республика Крым — 16 063
  47. Алтайский край — 16 029
  48. Саратовская область — 15 983
  49. Владимирская область — 15 967
  50. Костромская область — 15 948
  51. Рязанская область — 15 828
  52. Самарская область — 15 719
  53. Республика Башкортостан — 15 588
  54. Кировская область — 15 580
  55. Волгоградская область — 15 569
  56. Ярославская область — 15 493
  57. Новгородская область — 15 369
  58. Чувашская Республика — Чувашия — 15 358
  59. Брянская область — 15 347
  60. Тульская область — 15 336
  61. Ивановская область — 15 215
  62. Вологодская область — 15 111
  63. Ростовская область — 15 096
  64. Астраханская область — 14 910
  65. Смоленская область — 14 842
  66. Кабардино-Балкарская Республика — 14 792
  67. Псковская область — 14 627
  68. Удмуртская Республика — 14 605
  69. Севастополь — 14 565
  70. Омская область — 14 550
  71. Пензенская область — 14 516
  72. Курганская область — 14 200
  73. Тамбовская область — 14 166
  74. Тверская область — 14 088
  75. Оренбургская область — 14 005
  76. Республика Дагестан — 13 996
  77. Липецкая область — 13 253
  78. Ставропольский край — 12 960
  79. Орловская область — 12 750
  80. Республика Адыгея (Адыгея) — 12 726
  81. Курская область — 12 715
  82. Карачаево-Черкесская Республика — 12 646
  83. Республика Марий Эл — 12 403
  84. Ульяновская область — 11 416
  85. Республика Северная Осетия-Алания — 11 297

Траты

Меньше половины зарплаты — 14 тысяч — уходит на оплату квартиры. С соседкой мы снимаем двушку, и вместе с коммуналкой, интернетом и всем остальным сумма получается примерно такой. На втором месте — хобби и развлечения, на это уходит около 10 тысяч рублей. Огромная статья моих расходов — это билеты на концерты. Причём если брать, то в фан-зону, недешёвые. Плюс из этих же денег каждый месяц я трачу не меньше тысячи рублей на книги. Это как развлекательная литература, так и методическая. Сюда же можно отнести траты на экскурсии с детьми. Им вход бывает бесплатным, а я за себя плачу сама.

На проезд уходит немало — около 5 %. На питание я много не трачу, где-то 15 % от зарплаты. Готовлю в основном дома, иногда беду с собой еду на работу. В школе у нас готовят невкусно, но, если проголодаешься, можно купить супчик в столовой за 15 рублей. Если брать второе, то это обходится в 60 рублей. Если мне нужно купить что-то дорогое, то я экономлю на еде. Лучше сварю себе гречки и буду есть её неделю, чем отказывать себе в развлечениях.

Есть абонемент на фитнес. Но на него не нужно тратиться каждый месяц — купил один раз и на год. В одежде я не то чтобы привередлива. Обычно я покупаю всё перед началом нового сезона — нельзя сказать, что каждый месяц я хожу в магазин и что-то себе покупаю. Отпуск у учителей оплачиваемый и длится восемь недель, семь из них этим летом я провела в разъездах — походы, раскопки. Отдых, конечно, бюджетный, но на переезды тоже нужны деньги. Остальные учителя тоже не сидят дома, а ездят отдыхать.

Остальные деньги — около 20 % — это тот резерв, который я могу потратить на нечастые нужды. Например, в этом месяце нужны линзы, ещё шампуни закончились.

Особенности профессии

Труд учителя иногда сопоставляют с диагнозом, так как просто работать в этой профессии мало, ею нужно всерьез заболеть. Образ жизни учителя обусловлен спецификой профессии. В труде педагога есть свои преимущества и недостатки.

Среди положительных аспектов можно отметить график работы, который зависит от количества уроков, а также продолжительный летний отпуск. Творчество – непременный атрибут профессии, поскольку возможностей для самовыражения школа предоставляет массу. Учитель, как артист, каждый день работает на публику – проводит увлекательные уроки, воспитывает не только детей, но и их родителей, участвует в работе педагогических советов, заседаний методических объединений. Педагог вместе с учениками принимает участие в творческих конкурсах, радуется новым достижениям своих воспитанников. Вместе с очередными победами растет самоуважение и авторитет в педагогической среде. Признание со стороны коллег, учеников и их родителей, регулярные поздравления с профессиональным праздником – несомненные плюсы работы учителя.

Очевидные плюсы профессии педагога

Однако, у медали всегда есть обратная сторона, и недостатков в педагогическом труде немало. Существенным изъяном профессии является низкая зарплата. В некоторых регионах, особенно в сельской местности, оклады педагогических работников не превышают 10 тысяч рублей. Учителя современных школ слишком перегружены бумажной работой и вынуждены бесконечно работать с документами, отчетностью, журналами. Подготовка к урокам также включает в себя работу за компьютером – разработку наглядных пособий, карточек, тестовых заданий, презентаций. Работа педагога связана с психологическими нагрузками и стрессом. Максимум обязанностей, минимум прав, нехватка поддержки со стороны администрации, низкая отдача со стороны учащихся. Нынешние школьники зачастую далеки от учебы, но их неудовлетворительные результаты – вина преподавателя.

Трудности учительских будней

Пенсионное обеспечение

По достижению 25 лет специального стажа каждый учитель может уйти на заслуженный отдых. Однако размер пенсионного пособия учителей остается на низком уровне, всего 8-11 тыс. руб.

Небольшую прибавку к пенсии получают педагоги, награжденные за свою трудовую деятельность нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ». Социальные льготы, например, бесплатный проезд в городском общественном транспорте, имеют учителя, которые получили за свой труд звание «Ветеран труда».

Следует отметить, что сегодня хороший учитель имеет возможность зарабатывать, занимаясь репетиторством. Поэтому педагоги на пенсии остаются востребованы и могут повысить свое материальное состояние за счет частной практики.

Алгоритм формирования зарплаты педагогов

Перераспределение средств, выделенных для оплаты труда, способствует повышению престижности профессии педагога и рационального управления кадрами. Руководители должны стремиться к тому, чтобы доля окладов, ставок без учета районных коэффициентов и надбавок была не меньше 60 процентов.

Учитывайте, что имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы

Дополнительные начисления не учитываются! Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части зарплаты и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс

руб. (с учетом всех надбавок).

Обязательные нормы трудового договора с педагогом включают в себя:

  • описание условий труда, заработной платы (фиксированной), оклада за выполненную в течение месяца работу или отработанных часов за неделю (год);
  • фиксированный размер зарплаты педагогов, у которых рабочее время равняется 30 или 36 часам в неделю приравнивается к размеру оклада за календарный месяц (без учета дополнительных выплат);

Месячная зарплата для педагогических работников, работающих за ставку, равняется размеру ставки за календарный месяц, в зависимости от должности и нормы часов преподавания (18, 24 часа за неделю, 720 часов в год).

Алгоритм формирования оплаты труда педагогов, которые руководствуются программами профессионального обучения, немного другой. Месячная зарплата формируется умножением часовой ставки на годовую преподавательскую нагрузку и последующего деления результата на 10 учебных месяцев. Если же поделить месячную ставку зарплаты на месячную норму часов (72), то получим часовую ставку.

Перспективы

Мои байки про профориентацию и инвестирование вызывают больший отклик, чем разговор о преобразованиях энергии в разных процессах. Поэтому я хочу уйти из физики в коучинг.

Я лишь в начале этого пути: нужно многое сделать в жизни, иметь широкий кругозор, богатый опыт, чтобы люди были готовы за него платить, и быть харизматичным, чтобы платили с удовольствием.

Пока я решил отталкиваться от построения личного бренда. Этот термин сейчас понимаю так:

Шагов тут несколько. Во-первых, открытие своей школы: я могу учить физике и уже нашел хорошего математика. Для старта специалистов достаточно, потом можно будет подтянуть русский язык, информатику, химию, обществознание — предметы, которые пользуются спросом на ЕГЭ. Нужен хороший продажник. Я общался с несколькими, никто из них не принес мне ни рубля, хотя были вложены силы, время и немного денег.

Во-вторых, инвестирование. Этот путь тернист, но я буду инвестировать и дальше. Перейду на менее рискованные инструменты, когда решусь на переезд: хочу уехать из большого города из-за экологии. Может, это будет пасека, ферма или яхта. Надо бы поменять свой режим, чтобы стать здоровее.

В-третьих, значимые достижения в личных увлечениях. Мне нравится туризм: трекинг, байдарки, альпинизм. Хочу обойти большую часть популярных маршрутов, потом развить тему с парусами: больше заниматься виндсерфингом, получить права капитана и купить парусную яхту, но это в далекой перспективе. Еще мне нравится петь, но тут у меня таланта мало. Впрочем, может, что-то из этого выйдет.

Я мечтаю найти единомышленницу, с которой можно советоваться на кухне про жизненные проблемы, регистрировать фирмы и недвижимость без страха быть кинутым, которая будет скидывать меня с дивана и помогать мне на пути к моему миллиарду. Словом, хочу жену как у Генри Форда. Мечтаю создать семью и завести еще нескольких детей. Денег мне должно хватить.

Из чего состоит зарплата учителя

Большая разница в заработных платах зафиксирована по следующим причинам:

  1. Как мы уже упоминали, чем выше экономическое развитие региона, тем больше получает работник образования.
  2. Если до 2008 года в стране действовала единая тарифная сетка, то уже в 2009 году было принято решение о том, что каждый учитель может сам формировать свою зарплату, ведь теперь она зависит от стажа работы, уровня квалификации, возлагаемой нагрузки. Немаловажны личные достижения в трудовой деятельности, наличие знаков отличий, ученой степени и других премудростей, подтверждающих качество предоставляемого образования.

В 2016 году зарплата учителя совмещает сразу 3 составляющие:

  • базовую часть;
  • компенсационную;
  • стимулирующую;
  • единоразовые премиальные.

Базовая часть формируется в соответствии с численностью рабочих часов (аудиторная нагрузка) и количества школьников, которые слушают один урок. Сюда же входит внеаудиторная нагрузка – ведение учителем дополнительных проектов, проверка домашних заданий в тетрадях учеников, классное руководство, ответственность за надлежащее состояние классного кабинета, внеучебные занятия с одаренными детьми, которых выявило специальное тестирование, работа с учениками, требующих помощи в группах коррекции.

Компенсационная часть фиксирует труд учителя в особых условиях, к примеру, на этот вид доплаты могут надеяться педагоги, работающие с химическими реактивами.

Стимулирующие средства выделяются тем работникам образования, которые:

  • выполняют свою работу настолько хорошо, что выпускают из-под своего крыла по-настоящему талантливых и эрудированных детей;
  • учатся и успешно внедряют новые методики обучения.

Стимулирующие выплаты не могут превышать установленные законом 40-60% от базовой оплаты труда. Исчисляются они исходя из баллов, начисляемых ежемесячно, после чего превращаются в премиальные.

Сколько зарабатывает юрист в России

Средняя зарплата представителей данной профессии может существенно отличаться. На размер заработка влияют в первую очередь место работы и квалификация. Юрист госучреждения обычно получает меньшую зарплату, чем его коллега, работающий в крупной корпорации.

Зарплата юриста зависит также от региона и специализации. Средний доход специалистов, состоящих на госслужбе и имеющих опыт работы не менее трех лет, — 15–20 тыс. рублей.

Начинать карьеру в суде или прокуратуре полезно с точки зрения получения богатого опыта

Средний уровень заработка юристов по Российской Федерации составляет около 30 тыс. рублей.

Практически на порядок отличается доход юриста, который сопровождает бизнес солидной коммерческой структуры, — до 150 тыс. рублей в месяц. Специалисты в Москве и Санкт-Петербурге при этом зарабатывают в несколько раз больше правоведов из провинции.

Наиболее востребованы юристы в области международного права, специализирующиеся по гражданским и хозяйственным делам. У первых — самые высокие доходы в отрасли.

Сколько получает в месяц юрист на госслужбе

Юристы, работающие в государственном секторе, получают зарплаты существенно ниже, чем те, кто работает на частных работодателей. Сотрудники, состоящие в штате муниципальных учреждений, имеют доход в диапазоне 25–90 тыс. рублей ежемесячно.

Теперь стабильный заработок обеспечен юристам в МФЦ, которые бесплатно консультируют население

В многофункциональных центрах (МФЦ) зарплата юристов составляет 45–60 тыс. рублей.

Доход юриста в частной фирме

Иначе обстоят дела с денежным вознаграждением в негосударственных организациях. Здесь зарплата может отличаться на порядок и достигать нескольких сотен долларов за час работы, если речь идет о топовой юридической фирме в столице, или быть зафиксирована в рублях на уровне 100 тыс. рублей и выше. Но в небольших частных юридических конторах заработок юриста может оказаться невысоким.

Юрист крупного холдинга за фиксированный оклад сопровождает все дела компании, ведет переговоры и присутствует на заседаниях суда

Специалисты юридических специальностей стремятся устроиться на работу в крупные адвокатские конторы или юридические фирмы с высоким реноме, в которых кроме оклада работодатель предлагает различные бонусы. Например:

  • рабочее место в офисе;
  • переговорная комната для бесед с клиентами;
  • большая клиентская база;
  • надбавки по итогам работы;
  • компенсация услуг мобильного оператора и проезда в транспорте или личном авто.

Некоторые юристы со стажем стремятся открыть собственное дело и преуспевают в этом. Они сами определяют свой гонорар и гонорар своих сотрудников.

Экскурс в историю

Какой бы маленькой ни казалась нынешняя зарплата работников сферы образования, но еще совсем недавно дело обстояло гораздо хуже. Так, в 2003 году учитель получал в среднем всего 3133 руб., в 2009 году – 12 800 руб., а в 2012 году – 21 200 рублей.

Как видим, повышение зарплаты учителей проводилось постоянно. Оно было вызвано инфляцией, а также желанием руководства страны приблизить уровень доходов работников сферы образования к более или менее приемлемому уровню.

Но значительное повышение доходов учителей произошло лишь в 2012 году, когда была принята государственная программа об увеличении заработных плат некоторым категориям государственных служащих и бюджетников.

Зарплаты учителей начальных классов в Москве и регионах

С детьми от 6 до 10 лет работать интересно, но тем не менее сложно. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с миром серьезности и ответственности. Задача учителя не навредить детской любознательности, тяге к знаниям, помочь ребенку стать более усидчивым, внимательным и ответственным. Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов, если возможности участия в крупных региональных и областных мероприятиях сводятся к минимуму, а до экзаменов младшекласснику еще далеко?

Новая система оплаты труда предполагает установление базовой части заработной платы на уровне 70% в общей структуре, остальные 30% будут приходиться на компенсационную и стимулирующую части. Также для уравнивания доходов предлагается отменить понижающие коэффициенты для педагогов без высшего образования.

Положение об оплате труда педагогических работников, в котором прописывается, как рассчитывается зарплата учителя, должно содержать следующие основные пункты:

  • определения понятия и ставок должностных окладов специалистов;
  • почасовые ставки оплаты труда;
  • определение структуры компенсационных выплат;
  • определение структуры стимулирующих выплат;
  • проведение выплат на основе тарификаций;
  • устанавливается почасовая оплата труда;
  • включение в состав дополнительных выплат часов замещения других учителей.

Уровень зарплат Москвы значительно выше региональных показателей. Задержки в выплатах заработной платы также редки для московских учителей, по сравнению с коллегами из регионов. Отрицательным моментом для учителя из Москвы являются только задержки в индексации.

Из того, как рассчитывается зарплата учителя в Москве, видны различия в начислении заработных плат для педагогов столицы и для его коллег из Московской области. Например, бухгалтер учебного заведения г. Москва будет применять методику «Ученико-час», в Московской области за основу возьмут методику «Базовый оклад ».

Зарплата педагога начальных классов образуется путем сложения ее составляющих частей:

  1. Базовый оклад, который определяют количеством уроков, объемом работы, дополнительными занятиями.
  2. Стимулирующие доплаты, решения по которым принимают руководители образовательного учреждения. В данную группу включены оплаты за такие заслуги как победа детей на олимпиадах, отличную сдачу экзаменов, а также повышение квалификации самого учителя.
  3. На компенсационные выплаты рассчитывают сельские педагоги, те, кто работают с инвалидами и другими особенными детьми.
  4. Последняя группа включает в себя классное руководство, переработки, выполнение своих должностных обязанностей.

Однако практика показывает, что сумма таких надбавок не превышает 40% от тех, которые положены педагогу. То, сколько получает специалист, зависит также от учреждения, в котором он работает.

Пример расчёта заработка московского преподавателя

Средний уровень оплаты труда преподавателей начальной школы в Москве равен 50 тысячам рублей. Оплата труда определяется престижностью школы и количеством обучающихся. Данные показатели влияют на уровень финансирования учебного заведения.

Один преподаватель не может обучать больше 25 учеников за урок, а за неделю перерабатывать больше 24 часов. Для получения большей зарплаты педагоги добирают до 30-35 детей, ведь за каждого дополнительного ученика доплачивают по 800 рублей.

Экономия

Я рос в бедной семье, экономия всегда была моей сильной стороной. Я отношусь к этому как к спорту и как к жизненной философии. Продукты не выбрасываю, не трачу жизнь на алкоголь и сигареты.

Овощи и фрукты стараюсь брать уцененные: леопардовые бананы по 10—30 рублей за килограмм, виноград россыпью — по 30—50. Как-то мне удалось купить 7 килограммов клубники за 280 рублей. Через полгода видеть не мог клубничные пироги.

Дорогие продукты чаще всего не приносят мне радости, скорее разочарование. Но, например, я люблю сухофрукты и регулярно балую себя ими.

Также я всегда стараюсь сделать дорогую часть работы самостоятельно: когда в квартире шел ремонт, я не лез под руку малярам, зато сам привез на машине полтонны материалов, сам поднял их на пятый этаж без лифта и сам спустил килограммов 150 мусора. Шкаф тоже собрал сам, покупал лишь доски и крепеж. Подключение стиральной машины, газовой плиты, смесителей — все делал сам.

Из чего складывается и от чего зависит зарплата учителя

До 2011 года зарплата учителя в Кыргызстане рассчитывалась по единой тарификационной сетке (был оклад за ставку, в зависимости от категории).

Тогда же отменили и педагогические квалификационные категории и, как следствие, надбавки за них.

Сейчас заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ основана на принципе почасовой оплаты труда. Кроме количества часов, зарплата учителя зависит еще от нескольких факторов — уровня образования, педагогического стажа, регионального компонента, а также контингента учащихся (что это означает, в Министерстве образования не смогли объяснить. — Прим. Kaktus.media).

Министерство образования предусмотрен ряд дополнительных выплат за наличие звания («Народный учитель», «Заслуженный учитель»), а также за высшую степень отличия «Кыргыз Республикасынын Баатыры». Кроме того, плюсом к заработной плате будут наличие ученой степени и работа в учреждении, в названии которого есть слово «национальный» (среди школ таким статусом обладает только Национальная компьютерная гимназия №5).

В зарплату учителя общеобразовательной школы уже входят плата за проверку тетрадей, классное руководство, подготовка к урокам, а также работа по повышению уровня своей квалификации.

В 2011 году, после введения почасовой оплаты, один академический час у преподавателя:

  • со средним специальным образованием стоил 40 сомов;
  • с высшим педагогическим образованием с присвоением степени бакалавра – 45 сомов;
  • с высшим педагогическим образованием с присвоением степени магистра – 50 сомов.

Сейчас стоимость академического часа зависит не только от наличия образования и степени, но и от того, в каких классах работает учитель.

Наименование должности Оплата за час преподавательской работы
среднее профессиональное образование высшее образование (бакалавр, дипломированный специалист) магистр
Учитель старших классов (5-11 кл) 60 сом 67,5 сом 75 сом
Учитель начальных классов (1-4 кл) 72 сом 81 сом 90 сом

Заработная плата учителя начальных классов

У учителя начальных классов особая роль в воспитании и развитии ребёнка — это первый педагог, с которым встречается малыш после детского сада.

Зарплата состоит из следующих частей:

Учитывается уровень успеваемости малышей

Здесь имеют значение не только оценки на уроках, но и участие в дополнительных мероприятиях — конкурсах и олимпиадах.
Важное значение имеет разработка педагогом оформления учебного кабинета. Он должен быть таким, который стимулирует малышей к учёбе, воспитывает вкус, помогает в усвоении знаний.
Работая в школе с маленькими детьми, необходимо уделять много внимания не только передаче им знаний, но и осуществлять воспитательные меры

При этом особенно важно проводить такую работу с трудными детьми.
Предусмотрено материальное стимулирование педагогов младших классов за то, что они участвуют в различных межшкольных мероприятиях.
Важной частью деятельности является координация обучения и воспитательной работы с родителями малышей.

Чтобы человеку было понятно, чего ему ожидать от работы в начальных классах, можно провести приблизительный расчет. Полученные данные актуальны на начало 2017 г. Для определения оклада возьмем следующие данные:

  • усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает 10% к окладу;
  • первую категорию (коэффициент 1.5);
  • полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
  • предполагаемый преподаватель предположительно работает в обычной школе и не имеет дополнительных заслуг в виде почетных званий и ученой степени;
  • в школах устанавливаются коэффициенты за сложность предметов, однако для обычного учителя начальной школы такой надбавки не существует;
  • за классное руководство в начальной школе выплачивается 15% оклада;
  • еще 10% полагается в счет компенсации затраченного времени на проверку тетрадей;
  • ровно столько же выплачивается заведующему учебным кабинетом, он обычно имеется у учителя начальных классов.

В результате проведенного расчета получилась сумма 10115.88 рублей. Именно на такой доход стоит ориентироваться человеку, желающему работать в начальной школе.

Средняя ЗП учителей

Как видно, базовая заработная плата в школе до сих пор не дотягивает до средних показателей в регионах. Тем не менее в наше время реализуются региональные стимулирующие программы, в рамках которых учителям выплачиваются премиальные. Это позволяет существенно приблизить размеры учительских зарплат к среднестатистическим показателям. К тому же нельзя оставлять за рамками внимания регулярные обязательные премии, которые в целом служат хорошим дополнением к основному окладу.

С детьми от 6 до 10 лет работать интересно, но тем не менее сложно. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с миром серьезности и ответственности. Задача учителя не навредить детской любознательности, тяге к знаниям, помочь ребенку стать более усидчивым, внимательным и ответственным. Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов, если возможности участия в крупных региональных и областных мероприятиях сводятся к минимуму, а до экзаменов младшекласснику еще далеко?

Основными переменными при расчете заработной платы будут почасовая ставка, утвержденная директором учебного заведения, количество отработанных часов, количество детей, у которых учитель проводит занятия и процент надбавки, зависящий от категории учителя.

Коэффициенты

Кроме того, если работа или положение педагогического персонала подпадают под некоторые действующие законодательные акты, будут дополнительно выплачены коэффициенты за работу:

  • работа в сельской школе (деятельность в сельской местности гораздо сложнее в силу природно-климатических условий);
  • в коррекционном учреждении (школьники в таких местах труднее по характеру и/или по умственному уровню);
  • в школе-интернате для сирот, которые из-за своего социального положения требуют дополнительных усилий преподавательского состава;
  • в школе-интернате для обычных детей, в таком учреждении тоже нужно прилагать больше сил для осуществления дополнительных трудовых функций, ведь дети находятся в учреждении круглосуточно;
  • учитель обладает знаниями и навыками для преподавания местных языков (в России живет более ста народов, способность общаться со школьниками на их родном языке способствует лучшему усвоению знаний и сохранению языка и культуры их народа).

Коэффициенты могут выплачиваться и по другим причинам:

  • учитель получил высшее образование (полученные знания, умения и навыки повышают уровень преподавания);
  • квалификационная категория педагога, которая свидетельствует об опыте и знаниях конкретного учителя;
  • почетное звание в сфере образования, которое можно получить только при большом стаже работы, достаточном опыте и достижениях;
  • стаж работы в сфере образования;
  • обладание ученой степенью;
  • официальный уровень среднего заведения (учителя, которые работают в гимназиях или лицеях получают больше, чем их коллеги из общеобразовательных школ).

Руководство учреждения может определять дополнительные коэффициенты за трудность преподаваемой дисциплины, проверку тетрадей, работу с родителями и так далее. Данные выплаты начисляются за счет самой школы, поэтому вышестоящие органы их не контролируют.

Школа

Школа, где я преподаю, — мое первое и единственное место работы. Я сам в ней учился.

Работа с детьми не пугала: опыт преподавания у меня был с 19 лет. С учениками я всегда веду себя открыто и честно, могу признать свою неправоту и пошутить над собой. Так что проблем с подходом у меня никогда не было. Некоторые учителя любят ощущение власти, я очень боюсь оказаться в их числе. Мне нравится, когда дети меня понимают, когда у них получается. Я хочу научить людей думать.

В работе учителем мне помогает отличное образование и великолепные морально-волевые качества: пофигизм и раздолбайство. Они позволяют сохранить позитивный жизненный настрой, что привлекает учеников, и противостоять давлению со стороны руководства, что бесценно.

После разговоров с учителями из других школ я понял, что место, где я работаю, — лучшее. Нас не заставляют делать столько ерунды, сколько могли бы. В большинстве школ существенную долю зарплаты составляет премия, из-за этого сотрудники сильно зависят от воли директора. Люди впустую тратят жизнь: работают в каникулы, пишут никому не нужные планы и конспекты, выполняют бессмысленные действия в электронном журнале, а главное — боятся всего на свете, отсюда злоба на весь мир.

У нас премий практически нет, поэтому все делают что хотят.

Когда я только устроился в школу, меня пугали обилием бумажной работы и колоссальной подготовкой к занятиям. Могу сказать, что за девять лет преподавания я провел более 5 тысяч уроков, а на подготовку потратил часов 30 максимум. Я попробовал подготовиться пару раз, и урок получился хуже, чем без подготовки: я слишком сильно опирался на выстраданный конспект, а не на детей.

С этой точки зрения конспекты уроков не нужны, они лишь удешевляют мой труд. Когда я провожу замену с чужими детьми, стараюсь им понравиться изо всех сил — часто это приводит новых учеников.

Все ученики нашей школы поступают в вузы, около 70% — в хорошие. Стобалльников у меня не было, на 90+ сдавали несколько человек. Еще у меня в классе учился мальчик, который победил на олимпиаде World Skills. Он умничка, я не считаю это своей заслугой. Для меня подвиг — вытащить матерого двоечника на тройку.

Трудных детей у нас нет. Это очень хорошая физмат-школа: чтобы попасть сюда, нужно сдать вступительные экзамены.

Однажды ко мне обратились с типичной просьбой — подготовить ребенка к поступлению к нам. Парень из спортшколы, то есть академическая база у него отсутствует, хочет сдавать экзамены через неделю. И это при том, что подготовительные курсы идут полгода и после них поступают только 20—30%!

Я начал отговаривать родителей — мол, непосильная задача. Но они мне сказали, что понимают и принимают риски, а мне не следовало бы тратить время попусту: ребенок уже выехал на занятие.

Обычно я занимаюсь с учеником физикой или математикой один раз в неделю, иначе он не будет успевать делать домашку. Более частые занятия — это или форс-мажор, или развод на деньги со стороны репетитора.

С этим мальчиком я встречался каждый день, причем бывало так, что сегодня занятие вечером, а завтра — утром. Он приходил со сделанной домашкой. В итоге по математике за неделю я вытянул его с двойки до четверки.

Через день после математики ему поставили экзамен по физике, а он не понимает даже значков. Дальше магия: ребенку удается что-то решить, что-то списать, в результате ему ставят «3,5» — и он поступил.

Ссылка на основную публикацию